Большая Морская: прогулка с пристрастием

Поделитесь этой записью с друзьями

Ремонт улицы Большая Морская уже почти подошел к концу, и скоро правительству  Севастополя предстоит принимать работу. Союз архитекторов предлагает обратить внимание на явные недочеты в уже проделанной работе, которые говорят о том, что принимать ее в таком виде категорически нельзя. 

Предлагаем ознакомиться с фотоотчетом и комментариями, сделанными при обходе территории от площади Ушакова к площади Лазарева по правой (нечетной) стороне улицы Большой Морской.

Преобразование цветочной клумбы на площади Ушакова в узкий газон с деревьями разделяет открытое пространство площади и преграждает вид на здание Матросского клуба. Тем самым абсолютно ломается привычный вид площади, который является своего рода «открыткой», одним из символов Севастополя.

   

При расширении пешеходной зоны за счет проезжей части кольца на пл.Ушакова формируется нефункциональное пространство. Пешеходным потоком данная часть тротуара не затрагивается. Каков смысл формирования данного пространства?

Установленные ливневки не способны выполнить свою функцию. Вместо сбора воды такая конструкция будет способствовать ее расплескиванию на цоколь здания.

Совершенно непонятно, каким образом устройство гидроизоляции на месте примыкания мощения пешеходной части и цоколя зданий впишется в последующую работу по реставрации фасадов зданий и будет ли она в результате качественно выполнять свою функцию.

Обновленные ступени входных крылец сделаны без учета важнейших критериев: прочности и безопасности. Различные габариты ступеней и острые углы проступи делают конструкцию опасной для пользователей. А толщина облицовочной плитки исключает долговечность. 

Большая Морская д.41. Гранитный подиум, пристроенный к зданию искажает исторический фасад и не способствует восстановлению целостности архитектурного ансамбля улицы. При реставрации необходимо исправлять позднейшие наслоения, а не усугублять ошибочные решения. 

Капитальный ремонт должен учитывать снос незаконных пристроек к историческим зданиям (угол дома по ул. Большая морская 41, у данной пристройки нет участка) и восстановление тротуара на их месте. 

Решение участка пешеходной зоны вдоль заезда на улицу Суворова вместе с входными крыльцами требует детальной проработки в рамках отдельного проекта.

       

На данном участке также стоит обратить внимание на крайне небезопасную конструкцию лестницы. Ступени разной высоты и ширины, расходящиеся веером, сходящие на нет и прочее создают опасную дискомфортную среду для пешехода. 

Без внимания оставлены исторические фонари между домами 17 и 31 по улице Большая морская. 

Съезд с тротуара на углу дома №27 по ул. Большой морской частично не пригоден для эксплуатации, так как перекрыт приствольной клумбой.  

Овальные клумбы расположены вдоль карманов для парковки. Не предусмотрена необходимая ширина тротуара для людей, выходящих из автомобиля. Люди будут вынуждены ходить по газону. 

Тротуар у здания Главпочтамта не удовлетворяет параметрам «доступной среды»: жесткий стык со ступенькой более 2 см, опора фонарного столба частично преграждает проезд по ступеням. 

 

На протяжении всей улицы входные группы магазинов не приведены к единому стилю. Остаются на месте разношерстные элементы «новодела» (крыльца, козырьки, пристройки), совершенно не согласующиеся с историческим обликом улицы. 

Нарушен ансамбль у памятника Н.Г.Кузнецову. Форма и цвет ограждения выглядят грубо и не сочетаются с окружающей застройкой.

Ярким примером отношения к объектам культурного наследия при ремонте может служить Таврическая лестница. Рассмотрим только самые явные “косяки”.

Очевидно, что работа на данном участке лестницы не является реставрацией памятника архитектуры. Исторический объект был разрушен и на его месте возведен новый участок лестницы. Можно констатировать, что еще один объект культурного наследия мы утратили, не смотря на то, что Таврическая лестница все еще включена в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под регистрационным №921710802640005 (так же как и дома по БМ и памятник Кузнецову) и ее уничтожение или повреждение является уголовным преступлением (ст. 243 УК РФ).

 

Не восстановлены примыкающие к лестнице террасы, с годами превращенные в хаотичные «ступени» различного размера. 

       

Различные размеры подступенков новой лестницы делают ее небезопасной для пользования. 

   

Пешеходный переход перенесен, тем самым нарушена линия движения от ул. Людмилы Павличенко к ул. Одесской, проходящая по Таврической лестнице. Исторически это была единая улица Таврическая, таким образом нарушается предмет охраны исторического поселения.  К тому же после пересечения улицы пешеход упирается в опору фонарного столба.  

 

Исторический облик входной группы кинотеатра «Победа» искажен, что является нарушением приказа Министерства культуры РФ №2 от 11.01.2016 года. Новая лестница диссонирует и со зданием кинотеатра, и с пешеходным тротуаром. Парапеты лестниц должны быть ниже и выполнены из светлого камня (крымбальского или инкерманского известняка). 

Расширение пешеходного тротуара в районе пл. Лазарева так же не понятно. Данная территория потенциально не будет иметь ни функции, ни тени для комфортного времяпрепровождения. 

На протяжении всей улицы замечено использование различных радиусов приствольных клумб. Не понятно, чем это обусловлено. Возле БМ 1 – 2,3 м. БМ 31,33 – 3,2 м, БМ 43 – 2,1 м. В остальных местах 3 м.  

На половине протяженности улицы отсутствуют ливневки. Департаментом городского хозяйства уже давно разрабатывается схема ливневой канализации на основании существующей концепции. Начало работ по ливневке было связано с поручением Президента. Также предпринимаются попытки включения данных работ в госпрограмму и ФЦП. Несогласованность действий и спешка приведут в конечном итоге к переделке уже готовой улицы.

Выписка из Приказа Министерства культуры  РФ от 11 января 2016 г. № 2 “О включении города Севастополя в перечень исторических поселений федерального значения, утверждении границ территории и предмета охраны исторического поселения город Севастополь» (зарегистрирован в Минюсте РФ 1 марта 2016 г.):  

п. 2.1. Центральная часть Охране подлежат: — планировочная структура Центральной части города … — трассировка, размеры, исторические линии застройки улично-дорожной сети. В том числе: Центральный холм: улица Ленина (Екатерининская); проспект Нахимова (Нахимовский); улица Большая Морская; и далее следующие улицы … — ансамбль Центрального холма; — площадь Нахимова; — площадь Лазарева; — площадь Ушакова;

Таким образом, изменение трассировки улицы и перепланировка площадей недопустима и является нарушением данного приказа.

В процессе “прогулки” нами выявлены и описаны наиболее явные “косяки”, но гораздо важнее сказать что: 

—  проект подготовлен кулуарно и до сих пор скрыт от общественности и экспертного сообщества; нет информации о проведении необходимых экспертиз и исследований; 

— нет информации о техническом задании и соответствии проекта этому заданию;

— налицо игнорирование мнения историков, дендрологов и прочих специалистов, отсутствие понимания значимости возможных находок, нежелание заниматься их качественным исследованием;

— проект реализуется с явными нарушениями законодательства об охране объектов культурного наследия;

— придуманные сроки сдачи, приуроченные к памятным датам (9 мая) и связанная с этим спешка обуславливает низкое качество работ; 

— отсутствие взаимодействия с коммунальными, дорожными службами и т.д. вызывает постоянную приостановку работ из-за обнаружении “новых” обстоятельств; 

— нарушение схемы движения транспорта, которое уже привело к транспортному коллапсу во время строительных работ и еще приведет к ухудшению трафика в ближайшем будущем.

По нашему мнению, избежать подобной ситуации в дальнейшем возможно только соблюдая определенный порядок действий:

  • целесообразность проведения ремонтных или реставрационных работ изначально следует определять путем согласования с севастопольскими специалистами;
  • определение концепции обязательно только после проведения конкурса с участием нескольких команд проектировщиков с обязательным включением в жюри севастопольских специалистов;
  • необходимо обязательно проводить обсуждение результатов и прием предложений от специалистов и общественности;
  • разрабатывать техническое задание на основании победившей концепции с привлечением севастопольских специалистов;
  • контроль качества проведения работ проводить с участием севастопольских специалистов.

Поделитесь этой записью с друзьями

Для реализации функций нашего сайта, а также для сбора данных о том, как посетители взаимодействуют с нашими сайтом, мы применяем различные инструменты, включая файлы cookie. Нажимая на «крестик» и закрывая данное сообщение, вы соглашаетесь с использованием нами таких инструментов для аналитики и организации поддержки.